Back Up Next

ВВЕДЕНИЕ

2. ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Предлагаемая вниманию читателя работа относится определенно к биологическому направлению, но в вопросе, что и в какой степени заимствовать у биологических систем, в попытке построить искусственную интеллектуальную систему имеется существенная разница между направлением Арбиба—Мак-Каллока и нашим. Структура очень важна, она многое подсказывает, и в некоторых случаях ее надо заимствовать, но гораздо важнее заимствовать "принцип биологической логики", т.е. то движущее начало, которое заставляет работать структуры и создает их. В кибернетике таким началом считается принцип гомеостаза — поддержание некоторых состояний (значений жизненно важных констант) за счет отрицательных обратных связей в различных контурах регулирования, на которые могут приходить возмущающие воздействия. Автор видит начало биологических систем в другом, а именно в необходимости борьбы с внутренним свойством, присущим всякой биологической единице, — со свойством старения. Эту же точку зрения фактически высказал в форме принципа "устойчивого неравновесия" Э.С.Бауэр [8].

Биологическое направление переживает сегодня кризис доверия (примечание - книга писалась в начале 80-х годов, сейчас положение меняется.) Совсем недавно, в 60-е годы, в период кибернетического бума, было такое ощущение, что проблема мышления, проблема естественного интеллекта уже почти решена. Оказалось все не так — "гора родила мышь". Мне кажется, не очень трудно понять, почему это случилось: феномен мышления — это результат определенных частных, сугубо конкретных изобретений, которые нашла природа в ходе эволюционного процесса. Поэтому высокий уровень кибернетических абстракций никак не мог помочь увидеть уникальные инженерные находки, из которых сложилась биологическая интеллектуальная система. Так или иначе, но ощущение близости успеха в понимании феномена мышления сменилось ощущением непомерной сложности этой проблемы. Переход от надежд к разочарованности автора не коснулся. Позиция автора в этом отношении особая и многим покажется весьма одиозной. Поскольку появление, содержание и характер настоящей работы во многом определились общей позицией, общим отношением автора к проблеме мышления, эту позицию стоит высказать.

Первое. Мышление — это совокупность каких-то свойств биологической системы, определяющих особые отношения системы с внешним миром, делающих возможным процесс познания. Задачи создать мыслящую систему у природы никогда не возникало — эта задача была решена, не будучи поставлена.

Второе. В эволюционном процессе решается единственная первичная задача: о выживаемости биологических единиц — клеток — в условиях ограниченного питания. Понять устройство организма можно, лишь ответив на вопрос: зачем организм его клеткам? Для того чтобы понять работу мозга, надо ответить на вопрос: "зачем нейрону мозг?". Ответить на эти вопросы необходимо на уровне первичных оперативных отношений в организме, а не опосредованно через внешние приспособительные возможности, где-то и когда-то появляющиеся у целого.

Третье. Создание полноценного "искусственного интеллекта" — это создание квазибиологического автомата, т.е. полной квазибиологической модели на физиологическом (а не психологическом) уровне с введением питания, с интерпретацией ощущений.

Четвертое. Модель физиологического уровня не означает необходимости воспроизведения внутренних интимных механизмов в клетках, а допускается описание клеток и межклеточных связей в достаточно обобщенных, но в то же время и физиологических терминах: степень усталости, дефицит питания, порог возбуждения. Более того, элементами модели физиологического уровня могут быть не отдельные клетки (нейроны), а сразу клеточные ансамбли, отображающие элементы памяти внешнего мира (образы, ситуации, понятия), что делает размеры модели и скорости ее функционирования приемлемыми для современной вычислительной техники.

Пятое. В задаче создания ийтеллектуальных вычислительных систем (пятое поколение ЭВМ) и задаче развития робототехники путь интеллектуализации за счет введения квазибиологических автоматов в конечном счете окажется технически и экономически более целесообразным по сравнению с введением элементов интеллекта на основе информационно-логических методов. Интеллектуальные квазибиологические автоматы универсальны благодаря обучаемости, как и человек (в рамках возможностей входных и выходных устройств), тогда как при информационно-логических методах разные системы знаний закладываются разработчиками в зависимости от назначения системы.

Шестое. Квазибиологический интеллектуальный автомат можно придумать, построить и исследовать. Убедиться вполне в интеллектуальности и биологичности автомата можно будет только в результате его всестороннего экспериментального исследования на разнообразных тестовых задачах, обязательно включая творческие. Пути возникновения у автомата разных качеств, составляющих интеллектуальность, могут быть просмотрены в умозрительных экспериментах.

Седьмое. Автомат изобретается на основе многочисленных подсказок от нейрофизиологии, осмысливаемых и объединяемых принципом "выжить в условиях ограниченного питания". При этом главный исходный тезис работы — "разряд в нейроне нужен самому нейрону". Работа над автоматом — работа сугубо инженерная.

У работы есть неприятная, но, по-видимому, неизбежная особенность — она вызывает впечатление непомерности претензий: объясняется все и вся, что не может не вызывать сомнений, скепсиса и даже раздражения. В действительности же, по существу, в работе рассматривается только один вопрос, вопрос о "ключе", но действительно о ключе ко всему, что составляет феномен живого. Ключ этот — свойства элемента (условного нейрона). Свойств всего несколько, но их достаточно, чтобы возникали квазибиологические системы, а при определенных условиях и интеллектуальные. В книге сделана попытка показать, как из элемента системы возникают некоторые из свойств целого.

 

 




  Back Up Next

Designed by Easycom
Last updated: July 05, 1998