Глава 8. НЕКОТОРЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
8.5. ЭКСПЕРИМЕНТ "УПОРЯДОЧЕНИЕ СРЕДЫ"
Действие модели — переставить объект в зрительном поле с
одного места на другое — провоцируется, как мы видели, образованием
ловушки. В простейшем случае ловушка возникает за счет того, что объект
убрали с уже привычного для автомата места, но возможны и другие
механизмы образования ловушки. В базовой задаче расположение объектов
было у нас совершенно случайным, теперь обратимся к простейшим
упорядоченным расположениям объектов. В модели предусмотрены элементы
памяти для направлений iСa и элементы памяти для расстояний iСr; варианты упорядоченных сред будем
брать связанными только с направлениями и расстояниями. Простейший
случай упорядоченной ситуации показан на рис. 8.6,а: одинаковые объекты
расположены на одной прямой и на одинаковых расстояниях между собой. В
эксперименте автомату предлагалась немного искаженная ситуация,
показанная на рис. 8.6,б, и требовалось, чтобы он ее вполне
самопроизвольно исправил. Это было получено. Описывать эксперимент
подробно мы не будем, а ограничимся только описанием его логики, т.е.
того, как за счет свойств элементов памяти iСa и iСr образуется необходимая для нужного
действия ловушка.
Рис. 8.6. К эксперименту "упорядочение
ситуации"
Рассмотрим работу модели при ситуации на рис. 8.6а. Первая
короткая фаза — работа такая же, как и в начале базовой задачи:
расфокусированный глаз переключается по объектам. Направление
переключений в силу особенности ситуации всегда одинаково. Наиболее
вероятное расстояние переключения равно расстоянию между соседними
объектами (вероятность перехода на объект обратно пропорциональна
расстоянию до него). Величина приращений D Wa + и D Wr+
выбрана такой, чтобы при 4-5 переключениях на элементах Сa и Сr
накапливались возбуждающие потенциалы, достаточные для срабатывания
этих элементов (для события Сн®
Сп).
Вторая фаза работы модели с ситуацией на рис. 8.6а
определяется тем, что автомат обнаружил особенность этой ситуации,
обнаружил закон расположения объектов и это его знание ситуации
выражено в появлении очагов возбуждения iСa п и jСrп.
Теперь переключения глаза в большей мере определяются механизмом
аппроксимации: из положения (х,у) в положение (a,b) благодаря событию xyСпа® abСпп,
где a=x+rjcosa
i; b=у+rjsina i.
Если в положении (a,b) есть ожидаемый объект (кружок), то элемент abСп
получает дополнительное возбуждение, следует событие abСпп® abСпа и переход в новую клетку,
затем в следующую в соответствии с данной ситуацией, определяемой
значениями rj и a i, и
т.д., причем все это при сфокусированном глазе. Если же в положении
(а,b) ожидаемого объекта нет, то элемент abСп остается в положении очага возбуждения (abСпп)
и глаз остается в этой клетке, которую назовем концевой.
В результате нескольких проходов глаза по ситуации будет
образование связей (динамических компонент): от элемента памяти объекта
— кружка на элементы пространственной памяти - две концевые клетки и от
элемента-объекта на закон ситуации: iСa и jСr. Конец считывания ситуации
определяется наступлением латентной фазы для элемента-объекта. Если
этот элемент через какое-то время окажется очагом возбуждения, то он
"выведет" глаз на одну из концевых точек своей ситуации и еще до ее
считывания включит закон ситуации. Считывание ситуации осуществляется в
несколько проходов, после каждого из которых возникает небольшая пауза,
когда глаз задерживается на концевой точке. Пауза кончается
срабатыванием элемента xyСп — клетки начала ситуации, у которого
раньше других наступает постанодальная экзальтация. Этот элемент
переводит глаз на свою клетку и начинает новый проход глаза по
ситуации. Вариантов и "тонкостей" считывания много, и зависят они от
соотношения физиологических констант элементов памяти и "случайностей".
В эксперименте нас пока интересовала только констатация факта
исправления ситуации. На рис. 8.6,б показана "неправильная" ситуация —
один объект из закона ситуации выпадает. Обозначим клетку, в которой по
закону должен был бы быть объект, но его нет, как (x1,y1), а клетку, в которой объект
"неправильно" есть, как (x2,y2). При считывании ситуации глаз
остановится на клетке (x1,y1) и элемент x1y1Сп станет очагом возбуждения. Механизм
ловушки должен возникать в рассматриваемой ситуации с необходимостью. В
первое время работы с ситуацией глаз после задержки в клетке (x1,y1)
имеет более или менее равновероятные возможности таких продолжений
процесса: вернуться к пройденной части ситуации, к ее началу; пойти
дальше по ситуации; перейти в клетку (x2,y2). Последнее ведет к образованию ловушки и
нужного действия — переставить объект с клетки (x2,y2) на клетку (x1,y1), и необходимо, чтобы вероятность именно
такого продолжения процесса после остановки в (x1,y1) увеличивалась по мере работы с
ситуацией. Главный фактор, обеспечивающий это, состоит в уменьшении
внутренней связи у элементов пространственной памяти, по которым уходит
глаз, если он находит в соответствующих клетках объект (кружок). Это
достигается за счет того, что возбуждающий потенциал на "правильных"
элементах при работе (путем подбора некоторых констант) делается
большим, чем нужно для генерации на оптимальной частоте, а это и есть
условие уменьшения собственной связи. После нескольких "хождений" глаза
по правильным участкам ситуации благодаря снижению возбудимостей
элементов памяти этих участков глаз после остановки в (x1,y1) и расфокусирования с необходимостью
перейдет в клетку (x2,y2),
где имеется нужный объект. Второй фактор образования ловушки — это
образование связи от элемента-объекта (кружка) на xyСп, что, очевидно, обеспечивается.
Рис. 8.7. Разные ситуации упорядочения
На рис. 8.7 показаны еще несколько ситуаций для задачи
"упорядочения среды", эксперименты с которыми пока не проводились.
Варианты ситуации а от рассмотренного принципиально не
отличаются — оба их можно определить как геометрическое упорядочение. В
варианте б порядок определяется не только расположением
объектов, но и требованием разделения их по виду (по имени). В силу
свойств альтернативности элементов памяти разных объектов можно думать,
что для решения вариантов этого типа ничего нового вводить в автомат не
потребуется. В варианте в геометрия расположения объектов
правильная, форма объектов одинакова, но они отличаются по размеру.
Должно иметь место также упорядочение по яркости и упорядочение разных
объектов по их встречаемости в среде, т.е. по частоте повторения их
воздействий.