Глава 5. НЕЙРОННЫЕ АНСАМБЛИ И ПАМЯТЬ
5.5. СЧЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ
Единица памяти в виде комплекса для ситуаций, состоящих из
нескольких частей, имеет очевидный недостаток: она, по-видимому, вполне
работоспособна, когда порядок следования частей в ситуации не имеет
значения. Так будет для таких, например, ситуаций, как мебель (стол,
стул, шкаф, кровать), фрукты, овощи и т.п. Для тех же ситуаций, когда
части имеют строго определенный порядок (фонемы в слоге, слога в слове,
буквы в слове), комплекс необходимо как-то дополнить. Можно пробовать
опереться на некоторые неодинаковости в работе ансамблей фонем в
зависимости от порядка их работы с тем, чтобы связи от слова на фонемы
стали разными, уменьшаясь от первой к последней, и за счет этого
пытаться добиться правильной последовательности фонем. Но это игра на
слишком тонких эффектах, к которой лучше не прибегать.
Удовлетворительным разрешением проблемы правильного порядка
представляется разделение ансамблей-фонем (фонем, слогов, букв) с
самого начала, уже в механизме их образования, с учетом их места в
ситуации, если место строго определено. Тогда для каждой внешней фонемы
или буквы будет не один ансамбль, а несколько: 1iа
— если буква a^ первая в слове, 2iа -
если вторая и т.д. Это можно сделать, не привнося в логику межнейронных
отношений ничего нового.
Уже отмечалось (см. (5.3)), что если во внешней ситуации
одна и та же внешняя фонема появляется с малой паузой (т.е. с паузой,
меньшей времени латентной фазы), то второй раз она будет восприниматься
на другом ансамбле, и было показано, за счет чего для одной внешней
фонемы будем образовываться несколько внутренних фонем. Теперь нам
необходимо то же, но только считать надо не по отношению к каждой из
внешних фонем отдельно, а все фонемы в слове и результат счета должен
определять запуск очередной фонемы, т.е. выбор индекса j
в jiа для любого i.
Для концептуального автомата мы имеем в виду следующую
конструкцию счетного механизма. В составе входных устройств имеются
особые рецепторы, выделяющие новую букву, новый звук, переход глаза в
новое устойчивое состояние, локальный максимум громкости. Эти рецепторы
строят свои ансамбли (отдельно в зрительной системе и отдельно в
слуховой) , которые и образуют "счетные регистры". Зрительный регистр: 1zа,
2zа,..., kzа и
слуховой регистр 1vа, 2vа,
..., kvа. Если некоторое время зрительных
воздействий нет, то в зоне z нет пробок. Первое воздействие после паузы
вызовет работу ансамбля 1zа, которое породит
некоторую мозаику пробок в зоне z, такую, что второе воздействие
вызовет работу 2zа, и т.д.— возникает
соответствие между номером воздействия и конкретным ансамблем.
Количество ансамблей, т.е. величина k, определяется соотношением
времени латентной фазы и времени высокочастотной генерации ансамблей
зоны z. После паузы счет всегда начинается сначала. Теперь, при
определении разметки зон и связей между зонами, предусмотрим большое
количество тормозных связей от зоны z на зону зрительных фонем - букв,
а от зоны v на зону фонем (а быть может, слогов — это еще потребует
серьезного анализа) и тем самым сделаем выделяемые ансамбли фонем
связанными с их номерами следования во внешних ситуациях. Величина k
теперь объективно определяет размеры ситуаций, которые доступны
автомату. Ситуации не должны содержать более чем k частей, иначе
автомат должен выделять подситуации или укрупнять части (видеть
грубее). Это положение заманчиво связать с известным эмпирическим
законом психологии "7±2", показывающим, какое количество факторов или
объектов может одновременно удерживать в своем сознании человек, решая
ту или иную задачу.