Back Up Next

Глава 5. НЕЙРОННЫЕ АНСАМБЛИ И ПАМЯТЬ

5.5. СЧЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ

Единица памяти в виде комплекса для ситуаций, состоящих из нескольких частей, имеет очевидный недостаток: она, по-видимому, вполне работоспособна, когда порядок следования частей в ситуации не имеет значения. Так будет для таких, например, ситуаций, как мебель (стол, стул, шкаф, кровать), фрукты, овощи и т.п. Для тех же ситуаций, когда части имеют строго определенный порядок (фонемы в слоге, слога в слове, буквы в слове), комплекс необходимо как-то дополнить. Можно пробовать опереться на некоторые неодинаковости в работе ансамблей фонем в зависимости от порядка их работы с тем, чтобы связи от слова на фонемы стали разными, уменьшаясь от первой к последней, и за счет этого пытаться добиться правильной последовательности фонем. Но это игра на слишком тонких эффектах, к которой лучше не прибегать. Удовлетворительным разрешением проблемы правильного порядка представляется разделение ансамблей-фонем (фонем, слогов, букв) с самого начала, уже в механизме их образования, с учетом их места в ситуации, если место строго определено. Тогда для каждой внешней фонемы или буквы будет не один ансамбль, а несколько: 1iа — если буква a^ первая в слове, 2iа - если вторая и т.д. Это можно сделать, не привнося в логику межнейронных отношений ничего нового.

Уже отмечалось (см. (5.3)), что если во внешней ситуации одна и та же внешняя фонема появляется с малой паузой (т.е. с паузой, меньшей времени латентной фазы), то второй раз она будет восприниматься на другом ансамбле, и было показано, за счет чего для одной внешней фонемы будем образовываться несколько внутренних фонем. Теперь нам необходимо то же, но только считать надо не по отношению к каждой из внешних фонем отдельно, а все фонемы в слове и результат счета должен определять запуск очередной фонемы, т.е. выбор индекса  j в  jiа для любого i.

Для концептуального автомата мы имеем в виду следующую конструкцию счетного механизма. В составе входных устройств имеются особые рецепторы, выделяющие новую букву, новый звук, переход глаза в новое устойчивое состояние, локальный максимум громкости. Эти рецепторы строят свои ансамбли (отдельно в зрительной системе и отдельно в слуховой) , которые и образуют "счетные регистры". Зрительный регистр: 1zа, 2zа,..., kzа и слуховой регистр 1vа, 2vа, ..., kvа. Если некоторое время зрительных воздействий нет, то в зоне z нет пробок. Первое воздействие после паузы вызовет работу ансамбля 1zа, которое породит некоторую мозаику пробок в зоне z, такую, что второе воздействие вызовет работу 2zа, и т.д.— возникает соответствие между номером воздействия и конкретным ансамблем. Количество ансамблей, т.е. величина k, определяется соотношением времени латентной фазы и времени высокочастотной генерации ансамблей зоны z. После паузы счет всегда начинается сначала. Теперь, при определении разметки зон и связей между зонами, предусмотрим большое количество тормозных связей от зоны z на зону зрительных фонем - букв, а от зоны v на зону фонем (а быть может, слогов — это еще потребует серьезного анализа) и тем самым сделаем выделяемые ансамбли фонем связанными с их номерами следования во внешних ситуациях. Величина k теперь объективно определяет размеры ситуаций, которые доступны автомату. Ситуации не должны содержать более чем k частей, иначе автомат должен выделять подситуации или укрупнять части (видеть грубее). Это положение заманчиво связать с известным эмпирическим законом психологии "7±2", показывающим, какое количество факторов или объектов может одновременно удерживать в своем сознании человек, решая ту или иную задачу.

 



  Back Up Next

Designed by Easycom
Last updated: July 05, 1998