Текст   Статус  


Лицей, лицеисты и ИТ

     
     ИНТЕРВЬЮ
     
Татьяна Богатова
     
     В наше прагматичное время не так часто удается сталкиваться с явлениями, знакомство с которыми настраивает на несколько романтический лад, заставляет вспомнить стихи Пушкина, юность... Одно из таких уникальных явлений - лицей; не Царскосельский, разумеется, а вполне современный, но творчества и вдохновения в него вложено, пожалуй, не меньше, чем в его знаменитого тезку: московский Лицей информационных технологий (ЛИТ) создавался 16 лет назад энтузиастами и профессионалами в своем деле, его педагогический коллектив и до сегодняшнего дня являет собой образец стабильности и увлеченности, а практически сто процентов выпускников поступает в лучшие вузы столицы. Шесть лет назад, в десятилетний юбилей ЛИТа, мы рассказывали о становлении этого уникального учебного заведения, о том, чему и как в нем учат (PC Week/RE, N 36/ 2001, с. 44). Что изменилось за это время? Какие они сегодня - школьники, лицеисты? Об этом и многом другом - наша беседа с научным руководителем ЛИТа Александром Гиглавым.
     


Александр Гиглавый

     
          PC Week: Как себя чувствует лицей сегодня? Что в нем меняется, что остается неизменным?
     
     Александр Гиглавый: Я рад, что весьма стабилен преподавательский состав. Его обновление происходит в основном за счет тех, кто, отучившись после лицея в вузе, возвращается сюда в новом качестве - приходит учить. Кто-то берет на себя спецкурсы, но есть и предметники, преподающие общие дисциплины. Кстати, последние гораздо активнее участвуют в руководстве дипломными проектами - приобретя подобный опыт во время учебы, они легко включаются в проектную работу: им не надо объяснять, как сформулировать тему, какие ставить задачи, что требовать от ученика, как его контролировать. Но кое-что и меняется. Так, у нас изначально было три направления специализации: первое - программирование на основе алгоритмики; второе призвано было решать задачи моделирования и визуализации - того, что можно назвать компьютерной графикой; третье направление должны были составить те, кого можно обозначить как "жители страны КИС". Опыт первого десятилетия работы ЛИТа показал, что среди наших выпускников много ИТ-менеджеров, задача которых соединять и координировать деятельность коллектива людей и коллектива машин, управлять бизнес-процессами в этой среде. Первые два направления, меняясь по содержанию (в духе новых достижений в ИТ), остаются в то же время достаточно четко очерченными (во втором случае в названии специализации добавились "мультимедиа-технологии"); а вот третье направление претерпело заметные изменения. Это получило свое отражение и в новом названии данного профиля, отвечающем международной практике, - прикладная экономика.
     
     Наконец, помимо содержательных изменений, характерных для такой высокодинамичной отрасли, как ИТ, сегодня дают о себе знать и новые подходы к обучению в целом, более гибкие и конкурентоспособные, которые начинают применяться и в общеобразовательной школе. Речь идет об индивидуальных траекториях и модульных наборах курсов. И это не просто модные термины - это смена парадигмы в образовании: мы должны предлагать учащемуся индивидуальные наборы модулей, соответствующие тем компетенциям, которые он хочет приобрести. При этом остаются в силе и обязательные для средней школы государственные требования: базовый учебный план, разделение курсов на группы в рамках федерального, регионального и школьного компонентов и пр. Все это создает предпосылки к тому, что вариативность станет реальной не только для разных школ, специализаций и классов, но для каждого ученика. Это не значит, что мы перейдем к системе индивидуального тьюторства, здесь важно так организовать обучение, чтобы образовывались группы, которые на каком-то участке идут по одной траектории, затем они могут по-разному переформировываться, примыкая к тем или другим траекториям и т. д. Однако процесс перехода к подобной методике преподавания очень непрост, он предполагает не только "переворот в умах" педагогов (они должны дозреть до такого подхода, до такой технологии), но и определенные сложности в обеспечении "логистики" образовательного процесса. Сегодня эта задача нами уже вполне осмыслена, и мы собираемся реализовать такую модель в ближайшие два-три года.
     

     PC Week: А что дети - изменились ли они за прошедшие пять-шесть лет?
     
     А. Г.: Еще как! Конечно, среди наших питомцев немало совершенно уникальных ребят, но беспокоит другое: те, кто сейчас приходит в 8-й класс, родились и выросли в трудное время, когда их родителям приходилось зачастую бороться за выживание, когда, устроившись на работу в три-четыре места, они "сдавали" детей в школу, как в камеру хранения. Из этой "камеры хранения" вышли странные существа: поскольку они сами "рулили" своим временем, сидя у приятелей, в подвальных компьютерных клубах, результаты не замедлили сказаться - у этих ребят на порядок ниже "постоянная внимания", характеризующая их способность к концентрации. Раньше эта величина (назовем ее t) была равна примерно 25-30 минутам, сегодня она сократилась до 5-7 минут. Это сказывается и на восприятии материала в классе, и на работах самостоятельного характера. Вот простой пример. Контрольная работа (или тест) из десятка небольших задачек: различие между отличником и троечником обычно ясно видно, пока они решают первые четыре-пять задач (отличник решает хорошо, троечник - плохо), а затем все выравнивается: у обоих уходит внимание, падают результаты. Кстати, нечто похожее замечено и западными исследователями, из чего они делают вывод более общего характера: "учителецентрическая" модель обучения исчерпала себя, ей на смену, видимо, должна прийти модель, где в центре, в качестве деятельного начала - ученик. Это различие в том, где находится "центр активности" в процессе обучения, хорошо передается таким лингвистическим построением: если в прежней модели школьника учили, то в новой ситуации он учится. Ученые все чаще отмечают, что сегодня бoльшая часть информации (из разных источников - телевидение, радио, реклама и пр.) поступает к человеку в виде неких "квантов" длительностью 2-4 минуты. Со временем эта фасовка информации порождает "клиповое сознание", когда психика и далее требует для удобства восприятия таких же "квантов", и человек не в состоянии удерживать внимание в течение более длительных промежутков времени. Такая же картина наблюдается зачастую и у наших школьников. И нам приходится прикладывать очень много усилий, прежде чем удается извлечь восьмиклассников из состояния с коротким t.
     
     PC Week: А есть ли какие-то лекарства от этого "клипового сознания"?
     
     А. Г.: Лекарство тут одно - приучать ребенка к необходимости длительной, изо дня в день, целенаправленной работы. И потому именно в восьмых классах с целью увеличения показателя t нам пришлось ввести выполнение проекта, на который отводится полгода.
     
     PC Week: Почему прежде у детей не наблюдалось таких явлений, как "клиповое сознание"?
     
     А. Г.: Я думаю, что причин здесь много: это и многократное увеличение в последнее время общего потока информации, обрушивающегося на людей, и необходимость его структурирования, "квантования", которое приучает людей к определенным "дозам" сведений. Это и резкое сужение такой сферы деятельности, как детское техническое творчество, которое как раз и приучало к длительной, систематической работе, когда авиамодель или радиоприемник надо было собирать тщательно, вдумчиво, на что уходили недели или даже месяцы. По существу это и являлось тем, что сегодня называется проектной деятельностью, когда ребенку надо было в течение долгого времени работать над одной темой, одним большим заданием. Сегодня лишь в некоторых школах удается наладить кружковую работу, например, с электронными модулями Lego, и это не просто детская забава. Здесь используются "продвинутые" модели этого конструктора (со встроенными контроллерами и пр.), так что работа с ним - первый шаг к робототехнике. Но, к сожалению, в массовой школе таких примеров немного.
     
     PC Week: Почему? Учителя не понимают значения такой вот проектной работы?
     
     А. Г.: Здесь опять же целый спектр причин. Во-первых, понимают суть проектной деятельности не все. Но не только поэтому. Еще одной причиной является загруженность учителей: многие сегодня вынуждены брать по две ставки, чтобы прокормить семью, - такая ситуация не всегда располагает к вдумчивой работе. И наконец, новые технологии (в том числе ИТ во всех своих проявлениях - цифровое фото, компьютеры, интерактивные доски и пр.) доступны пока далеко не всем школам, да и возможности их еще не освоены большей частью педагогов. И в этом плане честь и хвала тем молодым активным учителям, которые делятся своим опытом с коллегами постарше, показывая, чего можно достичь в учебном процессе с помощью новых технологий. Очень важно также, что ИТ-компании находят адекватные формы участия в такой работе - сегодня программы по обучению учителей развернули Intel, Microsoft, ряд других фирм. Пока что не так активно работают со средней школой российские компании, но и среди них есть те, у кого уже стоит поучиться остальным: это "Физикон", "Квазар-Микро", "1С" - они решают социально значимые задачи. Так что потихоньку накапливается образовательный контент.
     
     PC Week: Вернемся к специальностям. Чем сегодняшняя "прикладная экономика" отличается от прежнего "менеджерского" варианта? В ней стало больше собственно экономики? Или она приблизилась к тому варианту, который в Высшей школе экономики фигурирует под названием "бизнес-информатика"?
     
     А. Г.: И да, и нет. Эта специальность за прошедшие пять лет подверглась наибольшей трансформации. И хотя, как и прежде, основным вузом, куда поступают выпускники этого направления, была и остается Высшая школа экономики (да и ведут предмет преподаватели из ГУ-ВШЭ), я бы сформулировал идею, заложенную в трехлетний курс экономики, читаемый в ЛИТе, таким образом: главный акцент приходится на те разделы, в которых невозможно понять, о чем идет речь, не владея стоящей за этим математикой. Иными словами, математизация экономики - это не украшение ее тензорами и тройными интегралами, это нормальная школьная математика (исследование свойств кривых, работа с графиками и пр.), но "посаженная" в экономический контекст. Не всем дается этот уровень сложности, но в помощь желающим работают факультативы, проводятся консультации.
     
     PC Week: Специализация у ребят начинается с того момента, как они попадают в лицей?
     

     А. Г.: Нет, в восьмом классе они занимаются общими, вводными вещами: это алгоритмика, освоение технологий MS Office и полугодовой проект, о нем я уже говорил, - он очень существенно помогает ребятам выбрать специализацию с учетом своих склонностей. Мы считаем, что трем направлениям, представленным у нас, соответствуют в большой мере три психологических типа. Будущим программистам свойственен аналитический взгляд на мир; у "мультимедийщиков" на первом месте креатив, а у экономистов акцент делается на коммуникативные навыки: ведь из них могут получиться квалифицированные сейлзы, которых у нас сегодня остро не хватает, бизнес-аналитики. Кстати, среди последних очень много наших выпускников прежнего "менеджерского" направления; немало их и в контент-индустрии (электронные СМИ, издательства, информационные услуги и пр.).
     
     PC Week: Куда сегодня поступают учиться ваши выпускники?
     
     А. Г.: Мне приятно отметить, что, как и пять-шесть лет назад, это отнюдь не только математические и компьютерные специальности, - широк круг интересов наших ребят, они не становятся узкими специалистами, зацикленными лишь на ИТ. И это хорошо. Из вузов, как и прежде, на первом месте МГУ - примерно половина поступает в университет; затем около четверти - в ГУ-ВШЭ, а следом идет большая вереница вузов, среди которых РГГУ, Университет печати, Университет нефти и газа, МИЭМ, МГТУ. В последнее время быстро растет интерес к МИФИ.
     
     PC Week: Как развивается сотрудничество лицея с ИТ-компаниями?
     
     А. Г.: Я считаю, что неплохо. Сейчас оно перешло на новый уровень - от благотворительности к равноправному партнерству. Например, вместе с Microsoft и "Открытыми системами" мы выпустили диск для преподавателей; одну из инструментальных систем Microsoft мы испытывали в качестве движка для управления учебным процессом. Есть и другие примеры - так, Ассоциация производителей компьютерной и информационной техники (АП КИТ) поддерживает проводимую в нашем лицее Всероссийскую научно-техническую конференцию учащихся старших классов "Электронная Россия: выбор молодых".
     
     PC Week: Успехов вам, и спасибо за беседу.

  Информация
Окна PROPLEX - Австрийские оконные технологии
Пластиковые окна, Окна ПВХ, Пластиковый профиль, Профиль ПВХ, Подоконник, Фурнитура, Алюминиевый профиль, Откосы, Отливы, Стеклопакеты, Организация производства окон, Оборудование для производства окон, Обучающие фильмы для производителей окон, Где купить окна PROPLEX, Комплектующие для пластиковых окон