Приложение. НЕЙРОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ
11.3. Формирование гипотез
Говоря об интеллекте, мы имеем в виду свойство мозга
решать трудные задачи, т.е. такие, для решения которых необходимо что-
то придумать, что-то совершенно по-новому увидеть, когда простые
заимствования из опыта не помогают и необходима гипотеза. Например,
трудной задачей было преодоление "фиолетовой катастрофы" в физике - ее
разрешила гипотеза Макса Планка о квантованности энергии; трудной
задачей было классифицировать известные химические элементы, что
удалось сделать Дмитрию Ивановичу Менделееву, открыв периодический
закон. Трудные задачи мозг решает, находясь в режиме подсознания -
решает именно мозг, а не человек, так как человеческий чувственный и
волевой контроль при этом выключен. Задача человека - не мешать
работать своему мозгу, уметь ждать и, конечно же, помочь мозгу в
создании достаточной информационной базы.
В физиологическом плане в бодрствующем мозге (в режиме
подсознания - в бодрствующем полушарии) имеет место единственный
процесс: образование и гашение очагов возбуждения. Очагами возбуждения
становятся, естественно, "слова" не только пассивного словаря, но и
активного, и с большой вероятностью - слова- доминанты и, в частности,
доминанты - выразители и носители трудных нерешенных задач. Группы
очагов возбуждения будут часто формироваться вокруг этих доминант,
которые будут как бы центрами "кристаллизации" групп. Большинство
очагов возбуждения гасятся из-за появляющихся в ансамбле "пробок"
(заторможенных нейронов), переходя из состояния низкочастотной
генерации в состояние покоя. Но иногда коалиции очагов оказываются
настолько ассоциативно сильными, что "слова" преодолевают порог
рефрактерности, и в коалиции развивается "взрыв" - высокочастотная
генерация сразу большинства "слов" коалиции. Мысль - это именно такой
взрыв множества очагов возбуждения в ансамблях и между ансамблями.
Взрыв сопровождается сильным импульсом шумового возбуждения, способным
иногда разбудить спящее полушарие и перевести организм в режим
бодрствования. Тогда "по горячим следам" мысль осознается, т.е.
"прорабатывается" дедуктивно с использованием вербального уровня. При
этом работает логика тормозных отношений между ансамблями и многие
элементы мысли, а иногда и решающие для ее возникновения, могут
выпадать. В сознании может остаться лишь результат, а промежуточные
выкладки рассеются (этот момент важен как в техническом плане -
невозможность построить экспертную систему, объясняющую индуктивно
полученный результат - так и в философском: он показывает, как человек
может познать себя, не противореча 2-й теореме Геделя). Феномен
появления в сознании результирующей картины без очевидного пути к ней -
это есть интуиция или интуитивное знание. Интуитивные прозрения часто
неверны, эмоциональные ощущения "находки" часто не оправдываются, не
подтверждаются. Иначе и быть не может, так как "взрыв" - это
физиологическое решение физиологической задачи и только в силу того,
что связность ансамблей (очагов возбуждения) по способу образования
отражает строение реального мира, решение этой физиологической задачи
имеет тенденцию быть решением и логической задачи. В режиме
бодрствования мыслительный процесс идет так же, как и в режиме
подсознания - он не вычислительно-логический, а представляет собой
последовательность "догадок-взрывов". Действительно, первая фаза абзаца
- фаза эмоционального плюса - это ведь фактически небольшой отрезок
режима подсознания. В истинном подсознании, т.е. в режиме быстрого сна,
вероятность найти решение трудной задачи выше, так как у системы больше
времени, шире ассоциативный охват знаний, ей меньше мешают ложные
очевидности и отвлекающие воздействия среды. Ключом к пониманию работы
мозга является понимание того, что наш мозг работает главным образом на
себя, и лишь косвенно, вторично - на нас.