Back Up Next

Приложение. НЕЙРОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ

7. Эмоциональное управление

Автомат - это множество "живых" единиц: нейронов и нейронных ансамблей, которые должны бороться за свое существование, умеют себя чувствовать и находятся в очень острых конкурентных отношениях, поскольку имеют общий и ограниченный источник питания. Чтобы неупорядоченное множество нейронов превратилось в автомат, необходимо иметь единый показатель состояния множества и устройство, умеющее прогнозировать это состояние. Реальным способом решения этой задачи является введение в состав множества критического звена, такого, что общие моторные средства множества управляются только от этого звена. Такое преобразование многого к одному можно представить себе через больной зуб, когда восприятие определяется уровнем боли, а поведение нацелено только на снижение ее уровня. В нейронно-энергетической концепции управление ассоциативной памятью организовано на основе критического звена, названного эмоциональным центром (ЭЦ).

ЭЦ представляет собой подмножество "больных" нейронов, особенность которых заключается в том, что они не образуют связей, следовательно, не могут образовывать ГВП. Для снижения Q этим нейронам нужны постоянные воздействия от памяти, которые образуются при ВЧ-генерациях ФА. Слитная работа ФА одного слова образует сигнал S для ЭЦ, который будем называть аккордом. Аккорд заставляет проработать часть нейронов, имевших высокую возбудимость, т.е. находившихся правее Qc, и "перебрасывает" их в область малых Q, где образуется нейронный пакет (рис.П7). Состояние ЭЦ определяется видом возрастного распределения его нейронов. От того, сколь много нейронов находится в критической зоне и как далеко они в ней продвинулись, зависят потребности ЭЦ в питании, т.е. величина дефицита питания, покрываемая расходом внутренних резервов и прямо определяющая самочувствие ЭЦ. Дефицит питания (эмоциональный тонус) модулирует главные процессы в автомате: активность памяти, поисковую активность рецепторных систем и величину моторных усилий. Для того, чтобы автомат смог совершить значительное силовое действие, он должен провести эмоциональную мобилизацию, т.е. создать большой нейронный пакет в критической зоне. Самочувствие ЭЦ отождествляется с самочувствием автомата: ощущения "плохо", "больно" определяются через величину и скорость нарастания дефицита питания в ЭЦ, ощущения "хорошо", "приятно" - через скорость снижения дефицита. Единственная задача автомата как целостной живой единицы, осознаваемая на уровне ощущений - это оптимизация своего самочувствия: максимизация "хорошо" и минимизация "плохо". Поскольку ощущения в основном определяются скоростью изменения дефицита, то устойчивых состояний "хорошо" и "плохо" быть не может, и "интерес к жизни" поддерживается постоянно.

Figure P7

Рис.П7. Возрастное распределение нейронов в ЭЦ

Воздействия на ЭЦ при работе ФА (аккорды) образуют на возрастном распределении компактные группы нейронов - пакеты. В зависимости от величины аккордов и временных интервалов между ними возрастное распределение приобретает вид некоторого рельефа, двигающегося к критической зоне и последовательно входящего в нее, создавая в автомате состояния повышенного эмоционального тонуса. Нейронный пакет в критической зоне, создавая некоторый тонизирующий "минус", "просит" этим у памяти и внешних устройств прислать ему сигнал-аккорд, который перебросил бы пакет в зону малых Q. Таким образом, пакеты создают запросы: в определенные моменты времени требуют определенных величин сигналов-аккордов. ЭЦ - это некоторый вид динамической ритмической памяти: несколько воздействий запоминаются в порожденном ими рельефе и далее требуется согласование вновь приходящих воздействий с имевшими место ранее и теперь отраженными в рельефе. Не всякая последовательность аккордов может создать адекватный себе рельеф в ЭЦ, поскольку имеются определенные ограничения, вытекающие из свойств нейронов и определяющие связь величин пакетов с интервалами между ними, форму пакетов и их количество в периоде. Внешние ситуации - это различные ритмические воздействия, и по тому, насколько адекватны эти воздействия рельефу в ЭЦ, ситуации разделяются на "хорошие" и "плохие". "Хорошие" ситуации - это те, для которых адекватные рельефы образуются легко и быстро, и при переброске пакетов возникают эмоциональные "плюсы"; "плохие" ситуации - это те, для которых все обстоит наоборот. Это значит, что для автомата эстетическое первично, а прагматическое - вторично.

При настройке рельефа на рисунок внешних воздействий используется особое свойство нейронов ЭЦ - они могут изменять значение Qc в несколько раз относительно нормального. Изменение Qc - это внутренний контур управления в ЭЦ, работающий так, чтобы не становилось очень хорошо и очень плохо. Когда в критической зоне много нейронов и делается достаточно плохо, то Qc отодвигается вправо, снижая максимальное "плохо". Этим реализуется надежда автомата на то, что скоро будет получен аккорд и эмоциональное напряжение разрядится. Когда нейронов в критической зоне меньше нормального количества, происходит движение Qc влево. Скорость движения Qc регулируется особыми элементами памяти: движение может отсутствовать, в этом случае эмоциональное напряжение при наличии пакета в критической зоне будет быстро нарастать и может достигать очень больших значений. Выше было отмечено, что моторный тонус образуется из эмоционального, большой эмоциональный тонус создается при большом пакете, проникающем глубоко в критическую зону, когда зона не отодвигается от него. Скорость движения Qc делается малой при работе ансамбля "надо". Смысл этого ансамбля в том, чтобы выдержать, увеличить неприятность в виде большого дефицита питания с тем, чтобы превратить ее в большое моторное или умственное усилие. Эмоциональное управление превращается таким образом в волевое управление, а понятия "надо", "хочу", "осторожно" получают конструктивную интерпретацию.

Третье отличие нейронов ЭЦ - быстрое старение. Скорость старения определяет скорость движения рельефа и, следовательно, внутренние темпы автомата и временные характеристики внешних ситуаций, которые могут непосредственно восприниматься автоматом.

С точки зрения исследования ЭЦ интересной представляется "музыкальная" задача: получение эмоциональных кульминаций на основе согласования свойств ЭЦ и особенностей "звуковых" воздействий на автомат. Здесь можно надеяться получить конструктивные интерпретации механизма связи величин физиологических констант с общими особенностями произведений "композитора". Зная этот механизм, можно попытаться настраивать физиологические константы так, чтобы, например, музыка Шопена приводила к образованию наибольших эмоциональных кульминаций, тогда собственные композиции автомата могут стать "шопеновскими".

 

 





  Back Up Next

Designed by Easycom
Last updated: July 05, 1998