Приложение. НЕЙРОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ
7.
Эмоциональное управление
Автомат - это множество "живых" единиц: нейронов и
нейронных ансамблей, которые должны бороться за свое существование,
умеют себя чувствовать и находятся в очень острых конкурентных
отношениях, поскольку имеют общий и ограниченный источник питания.
Чтобы неупорядоченное множество нейронов превратилось в автомат,
необходимо иметь единый показатель состояния множества и устройство,
умеющее прогнозировать это состояние. Реальным способом решения этой
задачи является введение в состав множества критического звена, такого,
что общие моторные средства множества управляются только от этого
звена. Такое преобразование многого к одному можно представить себе
через больной зуб, когда восприятие определяется уровнем боли, а
поведение нацелено только на снижение ее уровня. В
нейронно-энергетической концепции управление ассоциативной памятью
организовано на основе критического звена, названного эмоциональным
центром (ЭЦ).
ЭЦ представляет собой подмножество "больных" нейронов,
особенность которых заключается в том, что они не образуют связей,
следовательно, не могут образовывать ГВП. Для снижения Q этим нейронам нужны постоянные воздействия от
памяти, которые образуются при ВЧ-генерациях ФА. Слитная работа ФА
одного слова образует сигнал S для ЭЦ, который будем называть аккордом.
Аккорд заставляет проработать часть нейронов, имевших высокую
возбудимость, т.е. находившихся правее Qc, и "перебрасывает" их в область малых Q, где образуется нейронный пакет (рис.П7).
Состояние ЭЦ определяется видом возрастного распределения его нейронов.
От того, сколь много нейронов находится в критической зоне и как далеко
они в ней продвинулись, зависят потребности ЭЦ в питании, т.е. величина
дефицита питания, покрываемая расходом внутренних резервов и прямо
определяющая самочувствие ЭЦ. Дефицит питания (эмоциональный тонус)
модулирует главные процессы в автомате: активность памяти, поисковую
активность рецепторных систем и величину моторных усилий. Для того,
чтобы автомат смог совершить значительное силовое действие, он должен
провести эмоциональную мобилизацию, т.е. создать большой нейронный
пакет в критической зоне. Самочувствие ЭЦ отождествляется с
самочувствием автомата: ощущения "плохо", "больно" определяются через
величину и скорость нарастания дефицита питания в ЭЦ, ощущения
"хорошо", "приятно" - через скорость снижения дефицита. Единственная
задача автомата как целостной живой единицы, осознаваемая на уровне
ощущений - это оптимизация своего самочувствия: максимизация "хорошо" и
минимизация "плохо". Поскольку ощущения в основном определяются
скоростью изменения дефицита, то устойчивых состояний "хорошо" и
"плохо" быть не может, и "интерес к жизни" поддерживается постоянно.
Рис.П7. Возрастное распределение нейронов в
ЭЦ
Воздействия на ЭЦ при работе ФА (аккорды) образуют на
возрастном распределении компактные группы нейронов - пакеты. В
зависимости от величины аккордов и временных интервалов между ними
возрастное распределение приобретает вид некоторого рельефа,
двигающегося к критической зоне и последовательно входящего в нее,
создавая в автомате состояния повышенного эмоционального тонуса.
Нейронный пакет в критической зоне, создавая некоторый тонизирующий
"минус", "просит" этим у памяти и внешних устройств прислать ему
сигнал-аккорд, который перебросил бы пакет в зону малых Q. Таким образом, пакеты создают запросы: в
определенные моменты времени требуют определенных величин
сигналов-аккордов. ЭЦ - это некоторый вид динамической ритмической
памяти: несколько воздействий запоминаются в порожденном ими рельефе и
далее требуется согласование вновь приходящих воздействий с имевшими
место ранее и теперь отраженными в рельефе. Не всякая
последовательность аккордов может создать адекватный себе рельеф в ЭЦ,
поскольку имеются определенные ограничения, вытекающие из свойств
нейронов и определяющие связь величин пакетов с интервалами между ними,
форму пакетов и их количество в периоде. Внешние ситуации - это
различные ритмические воздействия, и по тому, насколько адекватны эти
воздействия рельефу в ЭЦ, ситуации разделяются на "хорошие" и "плохие".
"Хорошие" ситуации - это те, для которых адекватные рельефы образуются
легко и быстро, и при переброске пакетов возникают эмоциональные
"плюсы"; "плохие" ситуации - это те, для которых все обстоит наоборот.
Это значит, что для автомата эстетическое первично, а
прагматическое - вторично.
При настройке рельефа на рисунок внешних воздействий
используется особое свойство нейронов ЭЦ - они могут изменять значение Qc в несколько раз
относительно нормального. Изменение Qc - это внутренний контур управления в ЭЦ, работающий
так, чтобы не становилось очень хорошо и очень плохо. Когда в
критической зоне много нейронов и делается достаточно плохо, то Qc отодвигается вправо,
снижая максимальное "плохо". Этим реализуется надежда автомата на то,
что скоро будет получен аккорд и эмоциональное напряжение разрядится.
Когда нейронов в критической зоне меньше нормального количества,
происходит движение Qc
влево. Скорость движения Qc
регулируется особыми элементами памяти: движение может отсутствовать, в
этом случае эмоциональное напряжение при наличии пакета в критической
зоне будет быстро нарастать и может достигать очень больших значений.
Выше было отмечено, что моторный тонус образуется из эмоционального,
большой эмоциональный тонус создается при большом пакете, проникающем
глубоко в критическую зону, когда зона не отодвигается от него.
Скорость движения Qc
делается малой при работе ансамбля "надо". Смысл этого ансамбля в том,
чтобы выдержать, увеличить неприятность в виде большого дефицита
питания с тем, чтобы превратить ее в большое моторное или умственное
усилие. Эмоциональное управление превращается таким образом в
волевое управление, а понятия "надо", "хочу", "осторожно" получают
конструктивную интерпретацию.
Третье отличие нейронов ЭЦ - быстрое старение. Скорость
старения определяет скорость движения рельефа и, следовательно,
внутренние темпы автомата и временные характеристики внешних ситуаций,
которые могут непосредственно восприниматься автоматом.
С точки зрения исследования ЭЦ интересной представляется
"музыкальная" задача: получение эмоциональных кульминаций на основе
согласования свойств ЭЦ и особенностей "звуковых" воздействий на
автомат. Здесь можно надеяться получить конструктивные интерпретации
механизма связи величин физиологических констант с общими особенностями
произведений "композитора". Зная этот механизм, можно попытаться
настраивать физиологические константы так, чтобы, например, музыка
Шопена приводила к образованию наибольших эмоциональных кульминаций,
тогда собственные композиции автомата могут стать "шопеновскими".