Back Up Next

6. ПРОБЛЕМА ЭЗОТЕРИЧЕСКОГО КОНТАКТА

6.1. Эзотерический контакт

Попытки сознательного со стороны человека контакта с потусторонним миром предпринимались неоднократно и были описаны. Вот некоторые выдержки из очень интересного, на мой взгляд, описания экспериментов эзотерической связи, автор которых, к сожалению, себя не называет [эта брошюрка, как и многие уже упомянутые, - самиздатская. Позже я узнал, что это выдержки из книги П.Д.Успенского "Новая модель Вселенной". Таким образом, под неизвестным автором (НА) зашифрован П.Д.Успенский].

"...Я сказал себе, что если бы мы смогли найти способы намеренного изменения состояния нашего сознания, в то же время сохраняя способность самонаблюдения, то это должно было бы дать нам совершенно новый материал для изучения самих себя".

Неизвестный автор (НА) не описывает свой способ изменения сознания, по всей видимости это наркотические препараты. Входит он в особое состояние сознания быстро, и может делать это как в одиночестве, так и на людях.

"Первым из новых психических ощущений, которые появились, было ощущение странной раздвоенности во мне..., когда человек делает или говорит что-то почти автоматически, и в то же время как бы наблюдает себя со стороны. Это ощущение раздвоенности обычно сохранялось даже во время самых необычных и удивительных экспериментов.

Изменение психического состояния, эта "раздвоенность личности" и многие другие вещи, связанные с этим, как правило возникали примерно минут через 20 после начала эксперимента. Когда происходило это изменение, я обнаруживал себя в совершенно новом и полностью неизвестном для меня мире, который не имел ничего общего с тем, где мы живем, а еще меньше с тем, который мы представляем себе как продолжение нашего мира в направлении неизвестного. ...Здесь с самого начала я увидел, что все полусознательно конструируемое нами в связи с неизвестным, является совершенно невероятным. Неизвестное, непохожее ни на какую вещь, что мы можем предположить о нем? ...Прежде всего, все объединено, все сцеплено в одно целое, каждая вещь объясняется чем-то еще и в свою очередь объясняет другую. Нет ничего отдельного, т.е. не существует ничего, что можно было бы назвать или описать отдельно... Новый мир, в контакт с которым приходишь, не имеет сторон, так что невозможно вначале описать одну сторону, а затем другую... Я понял, почему все описания мистических экспериментов столь убоги, столь плоски и, очевидно, надуманны. Человек теряется среди бесконечного числа совершенно новых впечатлений, для выражения которых у него нет ни слов, ни оборотов речи...

Попытаюсь описать вкратце, что же я встретил в этом необычном мире, в котором нашел себя.

Что я вначале отметил, одновременно с "разделением себя на двоих", было то, что отношение между объективным и субъективным оказалось сломанным, полностью измененным и приняло формы, непостижимые для нас. ...Моя рука, ручка, которой пишу, стол - это объективные феномены. Мои мысли, умственные образы, картины моего воображения - субъективные феномены. Для нас, когда мы находимся в обычном состоянии сознания, мир разделен вдоль этой линии, и вся обычная ориентация происходит в соответствии с этим делением. В новом состоянии сознания все это совершенно переворачивается. Здесь я нашел, что объективное и субъективное могут меняться местами. Привычное недоверие к субъективному исчезает: каждая мысль, каждое ощущение, каждый образ немедленно объективизируются в реальные субстанционные формы. И в то же самое время объективные феномены каким-то образом исчезают, теряют реальность, являются полностью субъективными, фиктивными, вымышленными, не имеющими реального существования.

Таким было первое ощущение. Далее, описывая этот странный мир, я должен сказать, что более всего он напоминает мир очень сложных математических отношений.

Вообразите мир, в котором все отношения величин, от наипростейшего до самого сложного, имеют форму. Я понимаю совершенно четко, что "вообразить" его невозможно. И в то же время сказанное представляет наилучшее приближение к истине, которое можно дать.

Я не обманываю себя и признаю, что мои описания весьма бедны и не передают того, что было. Но я всегда вспоминаю видение математических законов в действии и мир, как результат действия этих законов. Так, процесс создания мира, когда я мыслил о нем, явился мне под аспектом дифференциации некоторых весьма простых базисных принципов или величин. Эта дифференциация всегда развертывалась перед моим взором в определенных формах, иногда, например, принимая вид весьма сложной конструкции, разворачивающейся из очень простого базисного мотива, который постоянно повторялся и входил в каждую комбинацию во всей конструкции. ...Иногда возникала музыка, которая аналогично начиналась очень простыми звуками и переходила постепенно в сложные гармонические комбинации, выражавшиеся визуальными формами, изображавшими или полностью сливавшимися с конструкцией, которую я только что описал."

Отметим особенности и трудности, о которых говорит НА. Находясь в особом состоянии, НА понимает, что он делает, ведет сознательный диалог с "кем-то", задает вопросы и получает ответы, понимает трудность сохранения своих впечатлений для последующего анализа в обычном состоянии. НА иногда пытается что-то записать, но это почти ничего не дает из-за огромной разницы темпов времени: между словами записываемой фразы проходит огромное множество картин и мысль теряется (обратите внимание на значительное сходство с состоянием подсознания при неполностью отключенном контроле сознания: каждый испытывал это в момент перехода ко сну). НА отмечает, что в его экспериментах до появления состояния "истинного контакта" всегда имело место "переходное состояние", состояние с "голосами", с ответами на вопросы типа медиумических - спиритических сеансов. По мнению НА, эти состояния чисто субъективные, новой информации не дающие (в наших терминах - это только подсознание, без надсознания): все, что в этом состоянии "сообщается", - это только производная (хотя, может быть, и очень сложная) тех знаний, которые имеются в памяти человека. НА научился узнавать это состояние, не доверять ему и ждать, когда преодолеется "второй порог" перехода к "истинному контакту".

"Я перешел уже упоминавшийся второй порог, за которым открылся новый мир. "Голоса" исчезли. Вместо них иногда звучал один голос, который всегда можно было узнать, какую бы форму он ни принимал. Это новое состояние отличалось от переходного необычной ясностью сознания. Тогда я и обнаружил себя в мире математических отношений, в котором не было ничего, напоминающего встречающееся в нашей жизни.

В этом состоянии я получал ответы на все свои вопросы, но они часто принимали весьма необычную форму. Мир математических отношений, в котором я был, не оставался неподвижным. Все двигалось, трансформировалось и становилось иным...

Один эксперимент не был похож на другой. Каждый раз я узнавал что-то новое о той же самой вещи, и это фундаментально изменяло все, что я узнал по ее поводу раньше...

В этом мире очень важную роль играло число "три". Способом, совершенно непостижимым для нашей математики, оно входило во все отношения величин, служило их создателем и происходило от них...

Все вещи зависели друг от друга, все вещи жили друг в друге. Далее, в этом мире не было ничего мертвого, ничего неодушевленного, ничего, что бы не думало, что бы не чувствовало, не было ничего бессознательного. Каждая вещь разговаривала со мной, и я мог говорить с каждой из них...

Продолжу описание успешных экспериментов. Много раз, может быть даже всегда, я ощущал, что когда прохожу второй порог, то вхожу в контакт с самим собой, со своим Эго, которое всегда присутствовало внутри меня, всегда видело меня и всегда говорило мне что-то, чего я не мог понять и даже услышать в обычных состояниях сознания. Почему же я не мог понять это? Просто потому, что в обычном состоянии звучат одновременно тысячи голосов, создавая то, что мы называем нашим "сознанием", нашими мыслями, чувствами, настроениями, нашим воображением. Эти голоса заглушают звук того внутреннего голоса. ...В экспериментах голоса обычного сознания замолчали, как бы уснули, стали неслышными. Тогда я и услышал тот иной голос, пришедший как бы свыше, из некоторой точки над моей головой. Я понял тогда, что вся проблема и конечная цель состоит в том, чтобы слышать этот голос постоянно, быть с ним в постоянном контакте. Тот, кому принадлежал этот голос, знал все, а главное, был свободен от тысяч мелких и сбивающих с пути "личных" мыслей и настроений. Он мог рассматривать каждую вещь бесстрастно, мог воспринимать все объективно, таким, каким это было в действительности. И в то же время им был Я...

Однажды, находясь в состоянии, достигнутом благодаря экспериментам, я спросил себя:"Что такое мир?" И тут же я увидел подобие большого цветка, напоминающего розу или лотос, лепестки которого непрерывно распускались из центра, росли, увеличивались в размере, достигали наружной стороны цветка, а затем каким-то способом вновь возвращались к своему источнику и все начиналось сначала. Словами этого не выразить. В этом цветке было невероятное количество света, движения, красок, музыки, эмоций, побуждений, знания, разума, математики и непрерывного, непрекращающегося роста.

И во время, когда я смотрел на этот цветок, кто-то, казалось, объяснял мне, что это и есть "Мир" или "Брама" в его чистейшем аспекте и в максимально возможном приближении к тому, чем он является в действительности. "Если бы аппроксимация была бы точнее, это был бы сам Брама, каким он есть", - сказал голос...

Как уже говорилось, идеи передавались не словами, а звуками, формами, "конструкциями" или символами. Брама, созерцаемый как цветок, может служить примером такого визуального образа, но обычно они были немного проще, нечто вроде условных знаков или иероглифов.

Знаки или иероглифы двигались передо мной и изменялись с головокружительной быстротой, выражая таким способом переходы, изменения, комбинации и взаимосвязи идей. Лишь этот способ "речи" был достаточно быстр для той скорости мысли, что была достигнута здесь. ...Я пытался рисовать некоторые из иероглифов, и хотя это иногда удавалось, на следующий день было очень трудно связать изображение фигуры с какими-то идеями. Тем не менее, однажды получилось нечто любопытное. Фигура представляла отрезок прямой с некоторым числом коротких перпендикулярных выступов к нему. Число этих боковых выступов несущественно, но важно то, что они располагались на разном расстоянии друг от друга вдоль первого горизонтального отрезка. ...Число этих выступов или уменьшалось, или увеличивалось. Они или приближались, или удалялись друг от друга. И в их возникновении, и в их приближении и отдалении, а также в комбинациях различных линий с различными выступами были выражены идеи и законы, руководящие жизнями людей."

НА описывает также изменения в ощущениях своего Я. Это для его представлений очень важная часть и важный результат экспериментов. В общении со своим Я НА обретает убеждение в неправильности нашей обычной двоичной альтернативной логики (или да, или нет), и приходит к выводу о том, что в реальном мире работает троичная логика: ДА, НЕТ и еще НЕЧТО - самое главное, без которого понять устройство мира невозможно. НА утверждает также, что концептуальное начало реального мира заключено в числе "три", причем число "четыре" также играет очень важную роль. Приведу заключительную часть работы НА.

"После моих экспериментов многие вещи я стал понимать совсем по-другому. Мне стало ясно, что многие философские и метафизические умозрения, совершенно различные по их темам, формам и терминологиям, в действительности могли быть попытками выразить в точности то, что мне довелось узнать, и что я попытался изложить. Я понял, что за многими системами изучения мира у человека могли лежать опыты и впечатления, весьма аналогичные моим собственным, возможно, даже идентичные им. Я понял, что в течение столетий и тысячелетий человеческая мысль постоянно вращалась вокруг чего-то, что никак и никогда не могла выразить.

Во всяком случае, мои эксперименты показали мне с безусловной ясностью, что можно входить в контакт с реальным миром, который находится за колышащимся миражом видимого. Я увидел возможность познания реального мира, но, как становилось все яснее и яснее мне во время экспериментов, это требует другого подхода и другой подготовки.

Собирая воедино все, что я читал и слышал в связи с обсуждаемой темой, я не мог не видеть, что многие до меня пришли к тому же результату, а многие, вероятно, продвинулись намного дальше, чем я. Но все они, в конце концов, неизбежно сталкивались с той же самой проблемой, а именно с невозможностью передать на языке мертвого впечатления мира живого; все, за исключением тех, кто знал другой подход... Я пришел к заключению, что без помощи тех, кто знает другой подход, невозможно добиться чего-то.”

Работа НА, как мне представляется, безусловно заслуживает внимания, хотя тут есть и вопросы, и сомнения. Было бы интересно дополнить их и другими работами этого направления, например, работой Якова Беме, на которую ссылается НА, и в которой также говорится об иероглифах в эзотерическом контакте. Интересно было бы сопоставить с этими работами и описания экспериментов над собственным подсознанием одного из крупнейших математиков прошлого Анри Пуанкаре.

Итак, я предполагаю, что сознательные миры, помимо человеческого, существуют, и мы можем входить в сознательный контакт с ними. Если согласиться с выводами НА, то полноценный эзотерический контакт происходит, но его результаты в человеческом сознании не фиксируются - в памяти от них остается очень мало. Ощущение теряющейся ясности, когда четкая, подробная картина в голове пропадает, расплывается, знакомо всем. Так исчезают картины сновидений, так часто исчезают найденные в инсайте решения задач (при этом иногда остается конечный результат, а иногда - только уверенность, что он был). В последующем часто многое удается вспомнить, восстановить. Механика этого явления в рамках логики работы индуктивного автомата не сложная: ясная картина в голове - это высокочастотная генерация множества нейронных ансамблей, отвечающих элементам этой картины, и при этом для ощущения, для внутреннего восприятия картины важен только сам факт высокочастотной генерации, а не ее время. Вспомнить картину (рассказать сон) - означает заставить проработать ансамбли снова, теперь уже спокойно и последовательно, в темпе речевых механизмов за счет ассоциативных связей между активизированными ансамблями. Если картина находится в рамках опыта человека, то вспомнить ее относительно просто, так как подавляющее большинство ассоциативных связей достаточной величины уже есть (и были). Если часть картины находится вне опыта, то ассоциативные связи для этой части - это только те, что сумели образоваться при исходной высокочастотной генерации в сновидении или инсайте; проводимости их невелики и быстро уменьшаются. Вспомнить такую картину (а закрепить ее в памяти можно, только вспомнив) - трудно, а если она содержит много нового, то и невозможно.

Для фиксации эзотерических знаний и последующего их анализа в спокойных, привычных для человека условиях, представляется возможным попробовать следующее.

1. Попытаться в экспериментах организовать установку на малые порции новой информации в сеансе и на ее повторение, т.е. попытаться организовать режим обучения.

2. Привлечь к экспериментам сильного гипнолога в надежде вспомнить под гипнозом то, что не удается вспомнить в нормальном состоянии после пробуждения. Если высказанное выше предположение о механической памяти в человеке (о "водяных лентопротяжках") справедливо, то здесь можно надеяться на продвижение.

3. Надеяться на прогресс в решении проблемы энграммы памяти (методика микроэлектродных отведений).

 

 




  Back Up Next

Designed by Easycom
Last updated: July 05, 1998