Back Up Next

5. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СХЕМА ЧЕЛОВЕКА

5.2.3. Основные механизмы эмоционального центра

У человека в зависимости от режима работы мозга возможны три состояния: сон, бодрствование и подсознание. В состоянии бодрствования возможны три подрежима, определяемые способом питания эмоционального центра. Эти подрежимы такие: основное состояние - питание осуществляется только по каналу 1 через клапан КП; сексуальный подрежим - питание по каналу 2; и экзотический подрежим с состояниями нирваны и самадхи (экстатические состояния в индуизме, различающиеся степенью экзальтированности) - питание ЭЦ по рудиментарным каналам 3 и 4. Собственные свойства ЭЦ проявляются во всей полноте только в основном состоянии. Рассмотрим механизмы этого состояния.

Для основного состояния важно, прежде всего, то, что ЭЦ находится в среднем по времени "на голодном пайке". Это обеспечивает состояние мобилизованности для памяти и моторных средств, т.е. состояние готовности быстро принимать решения и действовать в условиях реальной, часто агрессивной, внешней среды. На рис.4 уровень "плохо" ЭЦ (параметр Qэ) адресуется памяти и через память - моторным средствам. Напомним, что с помощью Qэ осуществляется эмоциональная модуляция активности памяти. Параметр Qэ - это общий тонус. Значения Qэ, как мы отмечали, в среднем отрицательные ("плохо"), но изменяются в очень широких пределах в зависимости от многих факторов, на которых мы сейчас остановимся. Сказать о механизмах основного состояния мы можем лишь очень кратко, чтобы были ясны главные идеи. Более подробно эти механизмы описаны в упоминавшейся монографии "Индуктивный автомат".

5.2.3.1. Настройка на ритмику внешних воздействий

Внешние воздействия на организм для ЭЦ превращаются в сигналы возбуждения S в канале 5, которые строят рельеф возрастного распределения. Если рисунок внешних воздействий повторяется, то период циркуляции рельефа подстраивается под период повторения рисунка с помощью изменения величины критического возраста у нейронов ЭЦ. Подстройка происходит ради минимизации неудовольствий при рассогласовании воздействий S и нейронных пакетов в возрастном распределении - рельефе. Если сигнал по отношению к пакету задерживается (пакет уже вошел в критическую область высоких потреблений, а сигнала для его "переброски" не поступает), то возникает нарастающее неудовольствие - отрицательное Qэ в канале 10. Если внешний сигнал так и не появится, то сработают моторные средства и образуют его сами. Этим объясняется "продление ритмов" - человек, перестав слышать внешний ритмический рисунок, испытывает некоторый дискомфорт и затем сам начинает его вырабатывать - продолжать. Не на любой рисунок ЭЦ способен настроиться: на некоторые рисунки он настроится легко, быстро и точно, на некоторые - с трудом, а на некоторые вообще не сумеет. Результатом будут разные величины удовольствий и неудовольствий от общения с внешним миром и выделение в нем ситуаций приятных и неприятных. Механизм настройки определяет первоначальную побудительность к действиям и разделение внешних ситуаций на хорошие и плохие, создает первооснову гармонии внутреннего и внешнего.

5.2.3.2. Механизмы аккорда и мелодии

Внешний сигнал, воспринятый рецепторной системой, разделяется и превращается в два разных воздействия на ЭЦ, причем противоположных по результату. Первое воздействие - это сигнал S в канале 5, второе - это сигнал в канале 8, отражающий силу воздействия, т.е. его громкость, яркость или интенсивность. Сигнал в канале 8 представляет собой тормозный сигнал на клапан КП и, следовательно, он вреден. Громкость и яркость внешних воздействий через прямое влияние на приток питания создают неприятность, но одновременно сигнал, "перебрасывая" нейроны из критической области высоких потреблений, создает приятность. Такая двойственность внешних воздействий делает задачу оптимизации самочувствия с помощью внешних воздействий весьма сложной и интересной. В полной мере эта задача выявляется как музыкальная задача, в которой главными составляющими являются представления об аккорде, мелодии и о музыкальной кульминации.

Аккордом мы называем внешнее воздействие, приходящее на рецепторную систему. Оно многотоновое, а на каждый тон имеется свой рецептор. В канал 8 направляется просто суммарная амплитуда всех тонов воздействия - громкость. Каждый тон имеет свой усилитель в блоке "связанные усилители". Усилители тонов сложным, но регулярным образом связаны между собой возбуждающими и тормозными связями, таким образом, что какие-то тона друг друга усиливают, а какие-то тормозят. Благозвучный аккорд - это такая комбинация тонов, когда они хорошо усиливают друг друга, создавая большое значение для отношения сигнала к громкости воздействия.

Благозвучность аккорда зависит не только от состава тонов и их амплитуд в аккорде, но и от предшествующих аккордов, так как возбуждающие и тормозные потенциалы на усилителях тонов имеют значительную инерцию. Организация последовательностей аккордов с учетом их взаимных влияний - это организация мелодии.

Музыкальная композиция в эмоционально-физиологическом толковании - это последовательность мелодичных фраз из "правильных" аккордов, такая, при которой фразы легко переходят одна в другую, т.е. когда новый рисунок аккордов хорошо ложится на уже имеющийся рельеф. При этом у разных фраз могут быть различные значения критического возраста и у разных нейронных групп в ЭЦ может быть разный критический возраст. Рельефы будут сложные с разными скоростями отдельных пакетов и с большими колебаниями пиковых ощущений при переброске пакетов. Возможны особенно удачные композиции, когда в результате многих фраз возникают пакеты, пересекающиеся во времени, т.е. в какой-то момент времени превращающиеся в один пакет. Если пересечение происходит в начале критической области, и в это самое время придет аккорд, то все нейроны - потребители питания сразу перейдут в область с очень низкими потребностями и возникнет ситуация очень избыточного питания. Такая ситуация соответствует музыкальной кульминации, т.е. эмоционально-музыкальному экстазу за счет слагаемого Qэ3(d) в формуле определения самочувствия: избыточного питания достаточно для размножения нейронов, что и создает кульминацию в самочувствии. Зрительные воздействия также могут создавать и гармонии, и кульминации по типу музыкальной задачи, но там все оказывается завуалированным. Музыкальная задача очень хороша тем, что позволяет читателю проиграть ее на себе, воспользовавшись интроспективным самоанализом.

5.2.3.3. Мотивационный механизм

В двух только что отмеченных механизмах ЭЦ подстраивается под рисунки непосредственно внешних воздействий от среды или стимулирует их изменение, чтобы улучшить самочувствие. Знания организма о среде, накопленные в памяти, в настройке не участвуют или участвуют слабо. Этими двумя механизмами реализуется первичная, органическая, мало зависящая от знаний и опыта организма, гармонизация между организмом и внешней средой - чисто эстетическая гармонизация.

Третий механизм в рамках механизмов основного состояния определяет влияние состояния памяти на поступление и расходы питания в ЭЦ.

Работа индуктивного автомата (гипотетического человека) определяется работой колебательной системы "ЭЦ - память" (см.рис.4) за счет каналов 6 и 10, по которым они обмениваются своими самочувствиями Qм и Qэ. Самочувствие памяти определяется количеством в ней очагов возбуждения (нейронных ансамблей, генерирующих на низкой частоте, т.е. находящихся в устойчивом и энергетически очень невыгодном режиме работы нейронов). Много очагов - это большое отрицательное Qм, которое в ЭЦ двигает критический возраст влево, что увеличивает расходы питания и, следовательно, ухудшает самочувствие ЭЦ Qэ. Ухудшение Qэ активизирует память и моторные средства, что способствует гашению очагов возбуждения. При гашении очагов возбуждения становится "хорошо" и памяти, и ЭЦ, а "хорошо" в ЭЦ стимулирует образование новой группы очагов возбуждения в памяти, являющейся выражением и конкретизацией желания человека. Основной способ гашения очагов возбуждения - это высокочастотная генерация соответствующих ансамблей, при которой образуются сигналы в канале 5.

Вторая форма влияния памяти на условия питания ЭЦ связана с эмоциональными окрашенностями элементов памяти - ансамблей, соответствующих тем или иным понятиям и ситуациям. Так, элемент памяти для шахматного понятия "мат моему королю" является сильно и отрицательно эмоционально окрашенным элементом. От него на клапан питания КП имеется сильная тормозная связь, и когда элемент памяти "мат моему королю" работает, приток питания на ЭЦ резко сокращается, создается "плохо", заставляющее человека или индуктивный автомат искать такой вариант поведения, где бы этот элемент не работал. Элемент памяти "мат чужому королю", напротив, окрашен положительно, и к вариантам с таким элементом система будет стремиться. На рис.4 эмоциональные окрашенности показаны как связь от памяти через блок "мотивации" на клапан КП по каналу 9 для эмоционально положительных элементов, и по каналу 8 - для эмоционально отрицательных элементов.

Итак, отношения мотивационной категории определяются воздействиями на клапан питания ЭЦ от памяти через каналы 8 и 9. Эти отношения играют определяющую роль при выборе вариантов поведения при физиологическом анализе вариантов - абзацев, о чем более подробно говорится в приложении при описании концепции индуктивного автомата. Здесь мы имеем отношения человека не непосредственно с внешним миром, а с представлениями о нем в памяти человека, с опосредованными в конструкциях памяти образами, ситуациями, людьми, понятиями, концепциями (здесь речь идет только о вторичных мотивациях, связанных с действием на ЭЦ эмоционально окрашенных элементов памяти). Человек выбирает вариант поведения в своих жизненных ситуациях, исходя не только из наибольшей чисто физической целесообразности, но и с учетом многих социальных установок типа "не бери чужого", "не обижай слабого", "не клади локти на стол". В данном случае нас интересует вопрос о нравственности и о этических доминантах (социальных установках): первичны ли эти категории или вторичны, привнесены? Мы видели раньше, что эстетическая категория первична, органична, прямо вписана в конструкцию, в физиологию. Для категорий этических этого сказать, увы, нельзя. Один из духовных вождей советского обновления - Д.С.Лихачев говорит: "Мораль в природе человеческой. Ее нормы устойчивы и вечны". Это было бы прекрасно, но с этим, к сожалению, нельзя согласиться. В природе человеческой, как и вообще в природе всего живого, лежит умение и стремление оптимизировать свое самочувствие, свое личное индивидуальное самочувствие, т.е. в основе всего лежит эгоизм. Нравственные категории образуются как вторичные и являются производными от эгоизма. Нравственные категории свойственны не собственно внешнему миру, а отражают особенности модели внешнего мира в памяти человека, модели, которая образуется строго индивидуально и уже прижизненно. В этой модели образуются конструкции памяти (нейронные ансамбли), соотносящиеся, в частности, с разными понятиями этического плана, и связи от них на клапан питания ЭЦ, в которых фиксируются величины и знаки эмоциональных окрашенностей для соответствующих понятий. Конструкции и связи образуются в ходе общения с внешним миром, а в частности - как результат воспитания. Нравственность в человеке - не от рождения, а от жизни, но уже от рождения есть предпосылки для ее становления - о них мы поговорим ниже.

5.2.3.4. Механизм действия

Действие индуктивного автомата или человека на внешнюю среду - это очень ответственный акт, так как действие может оказаться неверным и необратимым. Необходимо уметь увеличивать вероятность правильных действий, уметь еще до действия сравнивать варианты поведения и выбирать лучшие. Само действие, т.е. моторный акт, включается эмоциональным минусом - скоростью ухудшения самочувствия (это обусловлено особыми характеристиками моторных нейронов), а принятие решения о действии, напротив, обеспечивается эмоциональным плюсом, отражающим то, насколько выбранный для исполнения вариант эмоционально лучше других проверенных.

Блок "действие" работает как триггер, управляющий по каналу 7 пластичностью или податливостью критического возраста нейронов ЭЦ. Когда нейронный пакет в возрастном распределении заходит в критическую область и самочувствие Qэ по этой причине начинает быстро ухудшаться, то значение критического возраста начинает увеличиваться - критический возраст "отодвигается" от пакета. Это - механизм внутреннего регулирования в ЭЦ, с помощью которого происходит настройка периода повторения рельефа на период повторения рисунка внешних воздействий. Когда триггер "действие" выключен, податливость h велика и критическая зона относительно легко отодвигается от пакета. В психологическом плане - это ожидание воздействия, которое опаздывает, в надежде, что оно вот-вот появится. Когда триггер "действие" включен, то податливость исчезает или даже становится отрицательной: вместо того, чтобы отодвигаться от пакетов, критическая зона быстро двигается им навстречу. Это резко ухудшает самочувствие и включает акт действия. При совершении действия образуется сигнал S в канале 5, который удаляет пакет из критической зоны. Когда триггер "действие" выключен, автомат-человек терпит и ждет внешней помощи, когда включен - автомат-человек идет навстречу неприятности и за счет нее сам выходит из положения, решает задачу об улучшении самочувствия через временное ухудшение, через агрессию. В логике поведенческого акта есть еще и выбор моторного средства, и проверка завершенности действия - этого мы здесь не касаемся. Отметим только, что величина моторного усилия, развиваемого при действии, образуется из величины неприятности, т.е. из величины нейронного пакета, находящегося в критической зоне. Усилиям, которые близки к предельным, рекордным, предшествует эмоциональная мобилизация: с помощью многих дыхательных движений все нейроны ЭЦ стягиваются в один большой пакет, при волевой переброске которого достигается значительный эмоциональный минус и, следовательно, большое моторное усилие. При этом, естественно, важную роль играют многие тонкие вещи, такие как форма пакета, оценка готовности (соответствия рельефа ожидаемой трудности) для выбора момента включения триггера "действие" и т.д. Очень заманчиво смоделировать в экспериментах с автоматом настройку штангиста на взятие рекордного веса, так как в ней присутствуют, по-видимому, наиболее тонкие механизмы работы эмоционально-моторного комплекса.

Мы обрисовали идею собственно моторного акта и осталось нам сказать о механизме его включения, т.е., фактически, о механизме акта принятия решения о действии, т.е. о механизме включения триггера "действие". Включение осуществляется взаимодействием трех факторов: эмоциональной оценкой варианта - фактор +Qэ в канале 31 (в нем учитываются и эмоциональные окрашенности составляющих "желания" - сигнал в каналах 8 и 9), степенью осторожности, зависящей от важности, ответственности принимаемого решения - канал 32 "осторожно", и степенью необходимости, срочности - канал 33 "надо". Уровни воздействий по каналам 32 и 33 изменяются медленно - это "установки", воздействие по каналу 31 изменяется быстро и в широких пределах, достигая наибольшего значения при гашении очагов возбуждения. Если воздействие +Qэ в какой-то момент времени превысит порог действия, заданный уровнями "надо" и "осторожно", то это будет означать, что решение принято, и в следующем периоде (абзаце) при возвращении пакетов в критическую зону включится моторика.

Мы пробежались галопом по главным моментам функционирования индуктивного автомата (и гипотетического человека) в "основном", ординарном состоянии при бодрствовании, пытаясь дать представление о динамике и механизмах самочувствия, самоощущений. Остается еще раз извиниться за краткость, фрагментарность и сумбурность.

 

 




  Back Up Next

Designed by Easycom
Last updated: July 05, 1998