4.4.
Пластичность и наступательность; карма
Человек в интерпретациях представлений об индуктивном
автомате решает единственную задачу: задачу о существовании клеток в
условиях ограниченного питания. Эта общая задача трансформируется в
зависимости от ракурса и масштаба оценки процессов в человеке в
несколько задач: ликвидировать доминанты, гасить очаги возбуждения,
оптимизировать эмоциональное состояние. Задача человека, выражаемая в
необходимости оптимизации эмоционального состояния, больше чем другие
связана с воздействием на человека от внешнего мира и его оперативным
поведением в мире. Задача определяется необходимостью согласования
рисунков внешних воздействий на эмоциональный центр с его собственными
рисунками. Задача об эмоциональной оптимизации приводит к тезису
"эстетическое первично", выражающему первооснову поведения. Эта задача
заставляет человека подстраивать внешнюю среду под себя. Так,
неандерталец первоначально перекладывает камень или обламывает ветку не
из прагматических соображений, а для того, чтобы стало красиво, чтобы
воспринимаемый рисунок создавал динамику зрительных воздействий,
удовлетворяющих его эмоциональный центр.
Личность человека в модели с привлечением "тонкого мира"
представлена значениями критического возраста семи групп клеток,
образующих чакры. Взаимодействие эмоционального центра с внешней средой
включает в себя их взаимную настройку: человек либо за счет поведения
видоизменяет ситуацию в среде, либо создает рельеф (возрастное
распределение клеток эмоционального центра), соответствующий
характеристикам ситуации. Для настройки рельефа требуется
корректировать рисунок рельефа и периоды циркуляции клеток, т.е.
значения их критического возраста. Оперативный критический возраст
клетки определяется ее собственным возрастом и двумя множителями к
нему, умеющими изменяться. Первый множитель - общий для клеток всех
чакр, он настраивается при работе эмоционального центра, т.е. при
минимизации общего дискомфорта. Второй множитель - индивидуальный для
каждой чакры. Для многих внешних ситуаций коррекция только первого
множителя может не давать хорошей настройки, а для некоторых - может не
давать и посредственной. Тогда необходимо оперативно корректировать и
второй множитель - индивидуально подстраивать критический возраст у
отдельных чакр.
Способность к индивидуальной подстройке чакр, которую
будем называть пластичностью, приобретает чрезвычайную концептуальную
значимость, если она реализуется не в "грубом", а в "тонком теле"
человека - в атмане. Дополняем нашу схему: принимаем, что атман хранит
в себе, в своей памяти, коэффициенты пластичности к резонансным
частотам своих клеток. В акте одушевления новорожденного ему вместе с
его адресом в ноосфере, т.е. с его личностным кодом, передаются и
коэффициенты. При жизни человека коэффициенты пластичности изменяются и
измененные возвращаются в атман, являясь, таким образом, выражением и
носителем кармы человека (в йоге кармическая эволюция рассматривается
как нравственная эволюция для цепи рождений, прежде всего как снижение
эгоистичности). Хорошая карма - это большие значения коэффициентов
пластичности, плохая карма - малые значения. Попробуем показать, что
нравственность в своей физиологической основе очень близка, если не
тождественна, пластичности.
Значительную часть внешних воздействий человек получает от
других людей, при общении с ними, когда слышит и видит. Каждый человек
говорит в своей интонационной манере, обусловленной, как мы отметили
выше, его личностным кодом, его индивидуальностью. Слушающий
настраивается на манеру говорящего. Если настройка не получается, то в
эмоциональном центре слушающего образуется и растет дефицит питания -
накапливается раздражение. Показатель пластичности есть показатель
способности настраиваться на другого человека. Высокая пластичность
означает способность легко и органично, без усилий и на долгое время
настроиться на другого человека, причем на любого другого человека. Эта
способность легко настраиваться определяет такие человеческие свойства,
как внимание, сопереживание, сочувствие и отсюда естественное желание
помочь ближнему, т.е. определяет свойство, называемое "доброта".
Личностная динамика человека присутствует не только в особенностях его
речи, но и в его ауре и влияет на окружающих, требует согласования,
настройки. В общающихся группах людей и при организации и
самоорганизации таких групп решается задача об эмоциональной
комфортности членов группы. Комфортность достигается либо способностью
настраиваться на другого, либо способностью настраивать другого на
себя. Первая способность связана с "пластичностью", вторая - с
"наступательностью". При каждом более или менее продолжительном акте
общения двух людей определяется лидер - тот, в чьей "динамике" будет
происходить общение. Тот, у кого высокая пластичность, легко уступает
лидерство, тот, у кого она низкая, напротив, вынужден "наступать" (при
общении у него дискомфорт выше - этим он и "наступает"). В состояниях
подчиненности пластичность увеличивается, в состояниях лидерства -
снижается: добрый делается добрее, наступательный, т.е. агрессивный
делается агрессивней, эгоистичней. Свойства пластичности и
наступательности лежат в основе социальной психологии, и к этому кругу
вопросов мы вернемся в главе о человеке, здесь же отметим лишь
некоторые моменты.
1) При общении людей образуется общая аура: между
системами чакр, представляющих собой "низшие души", образуются общие
связи, и энергетика делается общей. Мы говорили, что при дефиците
питания чакры умеют подключаться к праническим каналам ионосфера-Земля,
но можно подключаться также и к чужим системам чакр, если находиться в
общей ауре. Способность подключаться к пране других людей (вампиризм)
развивается у стариков, у больных (об этом уверенно говорят оккультисты
и йоги) и у устойчивых лидеров. У лидера, освоившего вампиризм
(происходит это в подавляющем большинстве случаев, конечно,
неосознанно), ослабляется способность брать прану непосредственно из
космоса, и он оказывается в ловушке - он без лидерства жить уже не
может. В этом физиологическая первооснова борьбы за лидерство,
побуждающая подкреплять и отстаивать свое лидерство силой, умениями,
знаниями, что, в свою очередь, является психологической первоосновой
социального развития.
2) Атман и пластичность. Атманы входят в состав
рецепторной периферии планетарного мозга. Пластичность "записана" в
атмане, и в ее величине выражается эволюционная (кармическая) зрелость
атмана и человека, выражающаяся в человеке его настраиваемостью и
добротой. Что дает пластичность собственно атману? Атман мы
представляем как элемент памяти или группу элементов памяти, работающих
по логике нейронного ансамбля. Главное для нейронного ансамбля - его
возбудимость, имеющая много составляющих (персональные воздействия,
рабочая предыстория (статический порог), возраст нейронов,
эмоциональный тонус). Будем считать, что пластичность атмана тоже
влияет на его возбудимость - повышает ее. Тогда атман с большей
пластичностью будет работать чаще, к своему телу будет подключаться
легче, новое тело после смерти старого находить быстрее. Тогда человеку
с пластичным атманом (продвинутому человеку) получать прану из космоса
будет не трудно (и отдавать ее лидерам не жалко!), а подключение к
энергетическим каналам через свой атман - это одновременное подключение
и к знаниям планетарного мозга, к эзотерическим знаниям.
3) И последний момент. Разговор о пластичности мы начали
от задачи общения и необходимости согласования динамических
характеристик разных людей. Но согласовывать надо не только разных
людей, но и разные тенденции в отдельном человеке. Мы принимаем в
рассматриваемой схеме, что собственные оптимальные рисунки - динамики
эмоционального центра - происходят от атмана, из его адреса, и
проявляются в особенностях чакр. Чакры работают не только во
взаимодействии между собой, но и во взаимодействии с органами тела и,
прежде всего, с железами эндокринной системы. Поэтому активность чакр и
личностный рисунок человека должны зависеть от соотношения силы желез
внутренней секреции, которое человек получает от своего генетического
кода. Оптимальные рисунки, заданные атманом и генетическим кодом
(физической наследственностью) будут бороться, определяя внутреннюю
неустойчивость, внутреннюю дисгармонию в человеке. При высокой
пластичности рисунки согласуются, и наступает гармония, при низкой
борьба продолжается всю жизнь с переменным успехом в зависимости от
хронологической программы изменения сил чакр и желез. Борьба этих двух
"программ" строит реальную вероятностную судьбу человека (при малой
пластичности), отраженную в линиях руки и в строении радужной оболочки
глаза. При очень высокой пластичности и, следовательно, очень сильной
связи с ноосферой в судьбу человека может вмешаться планетарный разум -
взять ее под свой сознательный контроль.